Главная / Новости / ЭКиП № 8 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ТРЕБУЮТ КОРРЕКЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ /
ЭКиП № 8 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ТРЕБУЮТ КОРРЕКЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Развитие интернета и появление множества электронных сетей общения, обучающих программ на радио и по телевидению открыли свободный доступ любому заинтересованному пользователю к справочно-информационному и иному материалу, необходимому для приобретения знаний в целях повышения своей квалификации и компетенции в выбранном спектре профессий и специальностей.
Более того, скорость обновления и расширения предлагаемой информации в виртуальных сетях, их наполнение, в том числе и рекламной компонентой инновационных решений, свободный доступ к опубликованным в научной периодике достижениям мировой науки и техники на русском и английском языках требуют существенного пересмотра традиционных форм и содержания очного обучения, переполненных частной конкретикой.
Наиболее быстро обновляющимися стали межотраслевые области знаний, к числу которых следует отнести тематику журнала «Экология и промышленность России».
Основной задачей очных форм обучения в университетах и ВУЗах, в прикладных курсах, по-нашему мнению, должно стать обоснование целей и доказательств в необходимости получения предлагаемых знаний, обучение слушателей в рамках тематики умению анализировать уже известную и новую информацию для расширения своего научно-технического или гуманитарного потенциала для совершенствования квалификации и повышения компетентности, особенно в межотраслевых экологически ориентированных курсах.
В рамках прямого изложения и диалога крайне важно выработать общие подходы в понимании содержательной части употребляемых терминов и понятий как специальных, так и общих.
Особое внимание слушателей необходимо обратить на анализ достоверности виртуальной информации, не имеющей подтверждения авторства на других носителях.
Самостоятельной задачей очного обучения становится формирование у слушателя необходимости анализа приобретенных знаний не только с позиций большинства мнений в интернете или на бумажных носителях, в учебниках и пособиях, но и в сопоставлении достоверности используемых физических и математических моделей оценки и выбранной схемы их научного обоснования, принятых начальных и граничных условий этих моделей, в том числе с учетом информации на электронных носителях.
Применительно к целям и задачам экологической тематики по проблемам, связанным с обеспечением устойчивого развития, необходимо дать понять слушателям, что экологическая парадигма должна стать естественно-научной и социальной базой для развития цивилизации в XXI в.
В процессе изучения курса слушатель должен ориентироваться не только на специальные отраслевые, но и на межотраслевые знания. В частности, для технических специальностей необходимо знакомство с основами гуманитарных наук по истории формирования термина «экология» как раздела биологической науки и его трансформации в глобальное социальное понятие. Необходимо ознакомить с историей экологических кризисов на планете и причинами их расширения от локальных и региональных к континентальным; получить важные для инженерных профессий основы экологической культуры и правил самоограничения в повседневной жизнедеятельности.
Необходимо сформировать у слушателей понимание особого отношения к безальтернативным природным ресурсам, обеспечивающим собственно возможность существования жизни на Земле (питьевая вода, свободный кислород воздуха, ближний Космос) и их отличие от крайне важных для цивилизации XXI в. альтернативных природных ресурсов, определяющих уровень и качество жизнедеятельности.
При изложении проблем, связанных с исчезновением альтернативных природных ресурсов, необходимо рассматривать все наиболее значимые причины, включая хищническое и загрязняющее окружающую среду ведение хозяйственной деятельности, сложившееся к началу XXI в.; практику избыточного потребления товаров и услуг; недостаточное внимание к проблемам использования техногенного сырья и рекультивации утерянных природных ресурсов за последние два-три века; создание новых синтезированных материалов, способных к последующему безопасному захоронению.
Приобретенный комплекс базовых знаний по устойчивому развитию, вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды должен у технических специалистов выработать основные правила для своей профессиональной деятельности. Для экологически ориентированных решений это проектирование и производство товаров и услуг с минимально возможным угнетением окружающей среды в процессе всего цикла создания, эксплуатации до рециклинга; минимизация используемых ресурсов в процессе изготовления и эксплуатации; возможность биологического разложения при утилизации или безопасного захоронения (депонирования) отходов.
Гуманитарная часть образовательного процесса технических специалистов должна выработать основные правила жизнедеятельности в быту и на производстве в целях снижения антропогенного влияния каждого жителя планеты и его домашнего хозяйства на дестабилизацию биосферы.
В профессиональной подготовке при очном общении со слушателями необходимо помнить изречение древних философов о том, что нет плохих учеников, но есть, увы, плохие учителя.
Главный редактор
В.Д. Кальнер