ЭКиП № 5. БУДУЩЕЕ АММИАКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

ЭКиП № 4. ШУМ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Все новости

ЭКиП № 7. ПУТИ-ДОРОГИ РОССИИ

Наступило лето, и выросла транспортная активность наших сограждан. По статистическим данным, в России средняя подвижность населения составляет 6000–7000 км/год на душу населения, а если пересчитать на ежедневные поездки, то всего лишь 20–25 км/сут. Подвижность населения в Западной Европе в 3 раза, а в США почти в 5 раз больше, чем в РФ.

Чтобы оценить современные транспортные возможности в России, снова обратимся к статистике. В настоящее время в стране проложено около 90 тыс. км железнодорожных путей и почти 800 тыс. км автодорог с твердым покрытием. По длине железных дорог Россия уступает только США и Китаю, но с учетом размеров нашей территории это совсем немного. Гораздо хуже обстоит дело с качеством и эффективностью использования автодорог. Средняя скорость перемещения груза при автоперевозках в России в 5 (!) раз меньше, чем в Европе и не превышает 300 км/сут. Если вы отправляете груз автомобилем, то можете представить время его нахождения в пути до нужной точки.

Учитывая российские просторы и темп жизни — стремительно нарастает спрос на авиаперевозки. За последние годы (с 2000 г. по настоящее время) количество пассажиров, предпочитающих летать, выросло почти в 3 раза и сейчас авиация опережает железнодорожный транспорт по этому показателю.

Одна из главных проблем транспортной системы России — ее ориентация на столицу. До 80 % авиаперелетов осуществляется либо в Москву, либо из нее. Аналогично обстоят дела с железными и автомобильными дорогами. В значительной степени это обусловлено наследием гужевых дорог средневековья.

Отправляясь в путешествие нас, в первую очередь, интересует надежность и безопасность выбранного вида транспорта. Среди наших друзей и коллег наверняка найдутся люди, панически боящиеся летать. Эта боязнь никак не связана с реальной опасностью вида транспорта. Оказавшись в самолете, человек попадает в чуждую для него сферу — воздушную и ощущает свою полную беспомощность перед ней.

Однако для убеждения колеблющихся пассажиров вновь стоит привести небольшую статистику. При перевозке 1 млрд пассажиров: в авиационных происшествиях погибает 0,07 человек, на железнодорожном транспорте эта величина составляет 0,4 человека, а на автомобильном транспорте — больше 7 человек. Самым опасным видом транспорта является мотоцикл — более 200 погибших на 1 млрд мотоциклистов. Из приведенных цифр напрашивается вывод — безопасность транспорта, в первую очередь, определяет человеческий фактор. Чем выше профессиональная подготовка, тем меньше аварий и жертв.

Обратим внимание на экологические проблемы транспорта. Пассажирский транспорт вносит преимущественно вклад в загрязнение атмосферы. Для оценки такого загрязнения может служить удельный расход энергии. Например, чтобы преодолеть 100 км, пешеход затрачивает 6 кВт·ч энергии. Если он пересядет на велосипед, то это расстояние ему удастся преодолеть в 2 раза легче (с меньшими энергозатратами). Если использовать автомобиль, то расход энергии вырастет до 30–40 кВт·ч на 100 км. Примерно столько же энергии требует и авиаперевозка пассажиров. Железнодорожный транспорт занимает промежуточное положение по удельным энергозатратам.

В настоящее время в качестве одного из стратегических направлений научно-технологического развития выбрана низкоуглеродная экономика. Сколько же углерода выбрасывают разные виды транспорта? На дальних маршрутах на железнодорожном транспорте выбросы углекислого газа (СО2) составляют около 15 грамм/пассажирокилометр. Для автомобильного и авиационного транспорта эта цифра оказывается в 3 раза больше.

С поездами, самолетами, автомобилями хорошо знаком практически каждый из нас. Однако есть еще одна огромная транспортная сеть, которая не нанесена на большинство карт. Это трубопроводная система нефте- и газопроводов. Длина нефтепроводов в России практически совпадает с длиной железных дорог, а газопроводы длиннее в 2 раза. Практически все перевозки грузов в России приходятся на трубопроводный транспорт (50–55 %) и железную дорогу (40 %). Требования к обеспечению экологической безопасности трубопроводного транспорта весьма велики. Это связано с высокой пожаро-взрывоопасностью транспортируемых продуктов (нефть, газ) и высоких давлениях в транспортных трубах — свыше 100 атм. Поэтому такие трубопроводы прокладывают, как правило, вдали от жилых мест. Система трубопроводного транспорта требует не только обеспечения технологической надежности, но и защиты от террористических угроз. Стоит вспомнить только разрушения линий газопровода "Северный поток" или военные атаки на аммиакопровод Тольятти-Одесса.

Эффективность и надежность транспортной системы служит гарантией экономической стабильности любой страны. Для России, с ее расстояниями, это имеет самое важное значение. Экономический рост неизбежно приведет к кратному увеличению грузооборота. И если сейчас уже можно обойтись без командировок и решать многие вопросы в формате видеоконференцсвязи (ВКС), то доставить несколько тонн продуктов так просто не получается. Одновременно с развитием транспортной сети требуется совершенствование экологических характеристик средств передвижения. Это касается всех их видов: железнодорожных локомотивов и самолетов, автомобилей и газоперекачивающих станций. Экологические проблемы транспорта становятся все более острыми как в нашей стране, так и в мире.

А.С. Носков

Зам. директора по научной работе

ФИЦ "Институт катализа

им. Г.К. Борескова СО РАН",

член-корр. РАН, главный редактор

журнала ЭКиП