ЭКиП № 3. ЭНЕРГЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ

ЭКиП № 2. КОСМИЧЕСКИЕ И ЗЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

Все новости

ЭКиП № 6 Новый газомоторный бум и экологическая безопасность (ностальгические воспоминания)

Гигантское промышленное кладбище в центре Москвы на территории бывшего АМО ЗИЛ, как и все подобные площадки – памятники прошлой жизни, о которой приходят воспоминания в связи с новым призывом Правительства России к ускоренному развитию газомоторного общественного транспорта. Аналогичный призыв власти в лице Минавтопрома СССР прозвучал в начале 70-х гг. ХХ в. Тогдашние монстры автопрома – ЗИЛ и ГАЗ – выпустили несколько тысяч грузовых автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе. Экологические преимущества по выбросам выхлопных газов были понятны и 40 лет тому назад и в этом смысле бесспорны.

Основная проблема, ограничивающая использование в общественном транспорте таких автомобилей, была вызвана невысокой надежностью используемой газовой аппаратуры и неготовностью эксплуатирующих отраслей к систематическому обслуживанию и контролю общественного и легкового автотранспорта, работающего на газе, обеспечивающих безопасность в эксплуатации.

Сам факт эксплуатации в более, чем 30 странах мира в XXI в. свыше 15 млн единиц автомобильной техники, работающей на газе, заметную часть которых составляют легковые автомобили и автобусы, свидетельствует о том, что современная газораспределительная аппаратура, выпускаемая в мире, вполне удовлетворяет вопросам обеспечения необходимой надежности в эксплуатации.

В настоящее время в России эксплуатируется около 90 тыс. автомобилей на газовом топливе, однако доля их в общественном транспорте ничтожно мала, да и общее количество работающих на газе автомобилей в стране пока чуть выше 0,1 %.

Что касается отечественной практики, то, несмотря на принятые Минтрансом в июле 2012 г. рекомендации по установке и эксплуатации газомоторных силовых агрегатов на транспорте, вопрос их гарантированной безопасности не решен. Не называя известные нам, к счастью, пока единичные случаи, отметим только один, произошедший с городским автобусом в мае 2013 г. в Москве, когда пострадало два человека.

Экологическая безопасность может стать важнейшей проблемой реализации намеченных правительством планов перевода 50% парка общественного транспорта на газомоторное топливо, если не будут решены проблемы, связанные с приемкой комплектующих и самих автомобилей по специальным ужесточенным требованиям в сопоставлении с транспортом на бензиновом, дизельном или на биотопливе.

Обеспечить экологическую безопасность при ежедневном выпуске таких машин на линию должна система постоянного контроля, дополнительная против действующей ныне, независимая от эксплуатирующих организаций (ранее помимо ОТК заводов их проверку осуществляла так называемая военная приемка по отдельному договору).

Другая ностальгическая ретроспектива использования газомоторных автомобилей – это специальная дополнительная подготовка и аттестация водителей. Сегодня эта проблема одна из особо остро стоящих в связи с уровнем квалификации большого числа водителей из числа вновь прибывших в крупные города и мегаполисы из стран СНГ.

Безусловно, современная техника, электронные средства оповещения реальных утечек газа снижают теоретическую возможность ЧС в общественном транспорте, но перевод на массовую эксплуатацию автобусов с учетом не только реальной квалификации, но и общей ситуации на дорогах требует новых четких государственных решений, намеченных, но не реализованных много лет назад.

Переход на газомоторное топливо – одна из важнейших не только экологических, но и экономических задач инновационного развития страны. Рост конкурентного рынка сланцевой индустрии в США, наметки его развития в Китае, начатые в Японии работы по производству метана из газогидратных соединений – это реальная конкуренция всей газовой отрасли в России. Следовательно, рост газопотребления в отечественной промышленности становится элементом национальной программы дальнейшего развития и расширения сферы применения природного газа на внутреннем рынке - одной из реальных экологоориентированных и экономически оправданных задач, совмещающих проблемы инновационного и устойчивого развития страны.

Принятые после Фукусимы 1 и 2 решения Правительства Японии о закрытии 48 АЭС из 50, несмотря на их высокую экологичность по сравнению с ТЭЦ и ТЭС, – хороший пример в оценке значимости обеспечения безопасности собственного населения. Пожары и взрывы газовых бытовых баллонов в домах во время ремонтных работ – печальный отечественный опыт беспечности и квалификации обслуживающего персонала. Пассажиры в автобусе с газовым баллоном должны знать, кто гарантирует их безопасность.

Для общественного транспорта безопасность первична!

Главный редактор

В.Д. Кальнер