ЭКиП № 12. КАКОЕ БУДУЩЕЕ УГЛЯ В РОССИИ?

Выставка Wasma-2025

Все новости

ЭКиП № 5. КАК ДОСТИЧЬ КОМПРОМИССА ЦИВИЛИЗАЦИИ С ПРИРОДОЙ?

How to Achieve a Compromise Civilization with Nature?

Экологию как среду обитания современного человека необходимо значительно шире рассматривать, чем принято традиционно в оценке уровней загрязнений воздушной и водной сред и сфер обращения с отходами производства и потребления. В широкой трактовке экологически  ориентированная среда обитания по сути становится определяющим критерием достойного качества жизни подавляющего числа жителей планеты в целом и каждой страны в отдельности.

В конце ХХ в. современный мир получил показательный пример реализации заботы о всех гражданах страны в лице Ли Куан Юня (Сингапур), который доказал в пределах жизни одного поколения, что философия компромисса власти и народа, в основе которой принцип главы государства: «Моей главной заботой было обеспечение каждому гражданину (!) его доли в богатстве страны» - создает условия для обеспечения достойной жизни всех граждан вне зависимости от реальных экономических систем внутри страны или в приграничных странах. Это пример нового подхода к экологическому благополучию основной массы населения, а не только господствующих элит.

В пределах России, несоизмеримо отличной страны по многим климатическим, географическим, социально-историческим реалиям, безусловно, невозможно клонировать ни Сингапурский, ни европейский опыты охраны окружающей среды в темпах, соизмеримых с новомодной цифрофизацией экономики. Вместе с тем, анализируя успехи экономически развитых стран в обеспечении поддержания биосферного равновесия и снижения угнетения окружающей человека природной среды обитания, мы должны отметить прежде всего готовность населения и безусловно элит этих стран в формировании в обществе основ экологической культуры как культуры компромисса цивилизации с природой, закладываемой семьей, гражданским обществом и структурами власти как современной и безальтернативной основы обеспечения достойного современного человека качества жизни. Формирование и развитие современной личности должно базироваться на принципах культуры общения человека с окружающей его природой как основой жизнеобеспечения во всем ее многообразии взаимодействия с постиндустриальной цивилизацией XXI в.

С детских лет человек должен понимать, что он одновременно объект и субъект природы и среды обитания и в этой двойственности своей он обязан искать компромисс противостояния объекта и субъекта внутри самого себя и общества в целом ради своего будущего и будущего своих потомков.

В отличие от социальных, технических, политических компромиссов экологический требует особого понимания того, что партнер цивилизации – природа, ее реакция на ныне происходящее существенно сдвинута по времени ответа биосферы на ее угнетение, и в каждый момент времени, и при каждом своем действии, затрагивающим окружающий нас мир природы, человек должен искать экологический компромисс внутри себя в отдельности и в гражданском обществе в целом, начиная с самоограничений в «непотребных потребностях» (М. Твен) как в товарах, так и в услугах.

Частые утверждения о том, что экологические проблемы обязан и должен решать глобализированный бизнес с экологической ориентацией в его развитии во всех сферах жизнедеятельности явно необходимое, но, как говорят математики, явно недостаточное условие для достижения цели.

«Зеленые» устремления бизнеса принимаются им только в условиях роста доходности и прибыли, что требует участия власти и общества (как потребителя) на компромиссах с бизнесом в условиях постоянно растущей экономической культуры населения как потребителя бизнес продукта.

Это традиционный для России компромисс между кнутом и пряником в становлении экологической культуры в стране приобретает свой особый символический смысл.

Страна получила в первом квартале 2019 г. прекрасные примеры возможностей власти в реализации такого компромисса «пряников» и принуждения. Выдвинутый призыв власти к администрациям всех уровней «не кошмарить» бизнес вызвал серьезную озабоченность в экологической среде различных сообществ, активно противостоящих полузаконной вырубке лесов на городских территориях и в парковых зонах, в пригородах миллионников, начиная с Москвы и Санкт-Петербурга, засоряющего туристического бизнеса в уникальных природных зонах Алтая, Байкала, Северного Кавказа, производству некачественных товаров пищевого и бытового назначения самого широкого спектра потребительского спроса повышенной доходности.

Для снижения социальной нервозности общества, озабоченного несанкционированными свалками, просроченными продуктами питания, некачественной бытовой химией и пр., государство приняло решение о создании в рамках прокуратуры уже в этом году самостоятельной структуры по систематическому контролю за экологическими нарушениями с широким спектром санкций к нарушителям. Надеемся, что это будет структура не вылавливания «мутных» фирм, а комплексная система межотраслевого мониторинга всех форм хозяйственной деятельности бизнеса на благо устойчивого развития страны и сохранения ее уникальной природы.

Возвращаясь к главной проблеме сохранения окружающей нас среды для потомков, обязанных сохранить 1/7 часть планеты, доставшейся от предков, хочется верить, что сферы воспитания, образования и культуры на вершине своего внимания поставят и будут поддерживать формирование в России общенациональной экологической культуры жизнедеятельности, а традиции «кнута и пряника» способствовать становлению экологической культуры во всех звеньях бизнеса, инфраструктур управления и социальных сферах жизнедеятельности россиян.

Главный редактор

В.Д. Кальнер

Editor-in-Chief V.D. Kal'ner