ЭКиП № 4 НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ — НОВЫЕ НАДЕЖДЫ?
Россия уже имела неэффективный опыт участия в реализации той части Киотского протокола, где возникали торговые контакты и уголовные конфликты в продаже и покупке воздушных квот. Где отчет Минприроды об этом опыте? Почему он не открыт для гражданского общества? Кто знает персональных или корпоративных счастливцев и удачников, где пострадавшие и в чем причина неудач в столь благоприятный период для выбранной схемы квотированной торговли воздухом, когда индустрия страны падала, заводы и фабрики закрывались, целые отрасли прекращали свою деятельность и, естественно, снижались объемы выбросов в атмосферу?
Об этом приходится вспомнить поскольку в сентябре 2017 года должна быть принята новая Концепция госрегулирования выбросов парниковых газов в соответствии с парижскими обязательствами России. Готовящийся «углеродный реестр» не должен повторить неудачи киотских торговых операций с воздухом, а знакомство с ним на нынешней стадии пока не добавляет оптимизма особенно угольным регионам Сибири.
Новая концепция снижения объемов выбросов должна базироваться не столько на формальных объемах добровольного снижения выбросов, сколько на официально объявленных в декабре 2016 г. принципах «зеленой экономики», принятых Госсоветом после обсуждения доклада «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», в котором сказано, что «зеленая экономика – экономика, которая повышает благосостояние людей, обеспечивает социальную справедливость и при этом (только при этом – Авт.) существенно снижаются риски для окружающей среды и ее деградации».
Углеродное госрегулирование, которое должно быть широко опробовано уже в 2018 году, должно обеспечить стимулирование и заинтересованность бизнеса в снижении выбросов парниковых газов, а новые требования необходимо базировать не только на конечных данных снижения объемов выбросов, но и на решении основных задач реализации «зеленой экономики».
Формирование стратегии низкоуглеродного развития должно дать бизнесу большой набор стимулов там, где одновременно решаются проблемы улучшения качества жизни людей прежде всего в загрязненных, часто опасных регионах жизнедеятельности.
Полагаем, что очистка, например, равного количества и качества выбросов на конце трубы в 50 м и 110 м высотой должна быть оценена различно, а создание систем ликвидации свалочных газов в районах проживания жителей, близко расположенных к свалкам, по стимулам повышения заинтересованности бизнеса должна опережать многие полезные мероприятия повышения КПД энергетических установок промышленных комплексов, где они, безусловно, скажутся автоматически на снижении себестоимости готовой продукции и компенсируют затраты собственников.
Приведенные примеры, как и многие другие, непросты в реализации и требуют конкретной, тщательной экономической оценки затрат и сроков их окупаемости. Но, если для нас в «зеленой экономике», благополучие и справедливость первичны, как это принято Госсоветом, то давайте этот стимул переведем в реальные механизмы добровольного реестра сокращений выбросов и в количественные показатели улучшения качества жизни населения при реализации новой концепции госрегулирования объемов выбросов парниковых газов.
Продавать и покупать за последние 25 лет в России научились. Не даром у нас доля торговли в ВВП страны выше, чем у экономически развитых стран, а улучшать качество жизни людей и защищать их от вредных выбросов и загрязняющих сбросов пока поспешаем медленно.
Главный редактор
В.Д. Кальнер