ЭКиП № 12. КАКОЕ БУДУЩЕЕ УГЛЯ В РОССИИ?

Выставка Wasma-2025

Все новости

ЭКиП № 12. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ РОССИИ

Ежегодно Министерство природных ресурсов и экологии России выпускает Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации". Требуется изрядное прилежание, чтобы прочитать данный весьма весомый труд, достигающий объема почти 1000 страниц. Этот доклад действительно содержит характеристики всей окружающей нас среды — воздух, водные ресурсы, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории и многое, многое другое. Однако лишь малому числу граждан России выпадает удача жить в особо охраняемых природных территориях. Только четверть населения проживает в сельской местности, а основная масса людей сосредоточена в городах с присущими им экологическими проблемами. Большинство таких центров и мегаполисов связано с деятельностью промышленных предприятий и наличием значительного количества автомобилей. Даже если в Ежегодном докладе по экологии приводятся данные о снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду, то вы[1]ходя на улицу в городах Кузбасса, Урала, в Норильске и Красноярске мы начинаем сомневаться в достигнутых успехах.

Таким образом, важно разделять глобальные и локальные (региональные) проблемы экологии. Изменения климата носят, бесспорно, глобальный характер и влияют на все страны и континенты. Выбросы диоксида серы в атмосферу на металлургических заводах г. Норильска — это скорее более локальная проблема. Даже если часть этих выбросов переносится в атмосфере в направлении Канады и Скандинавии.

Оценку состояния окружающей среды в конкретном регионе может дать контроль содержания загрязняющих веществ в атмосфере. Среди самых за[1]грязненных городов в России львиная доля приходится на сибирские промышленные центры. Конечно, это обусловлено, в первую очередь, ускорен[1]ной индустриализацией страны и необходимостью форсированного ввода в эксплуатацию эвакуированных в ходе Великой Отечественной Войны крупных заводов. В то время проблемы экологии отодвигались на задний план. Долгие годы в СССР развитие промышленности определялось только задачами быстрого экономического роста. В силу этого добываемый в Сибири природный газ отправлялся на экспорт в Западную Европу, а тепло-и энергоснабжение Сибири базировалось лишь на использовании каменного угля. Именно поэтому в подавляющем числе сибирских городов имеет место постоянное превышение в атмосфере бенз(а)пирена — канцерогенного продукта неполного сгорания угля. Если же сравнить атмосферу городов Сибири и городов Европейской части России, то концентрация бенз(а)пирена за Уралом окажется в 6 раз больше.

Для того, чтобы сопоставить глобальные и локальные экологические характеристики регионов можно рассмотреть и удельные выбросы в атмосферу в расчете на одного жителя. По России эта величина составляет ежегодно в среднем около 200 кг на человека, в Кузбассе — 600 кг, а в Норильске выбросы в атмосферу диоксида серы достигают 10 т в год на каждого жителя города!

Читатель может обратить внимание на разные размеры территорий, на которых проходят выбросы. Приведем и эти цифры тоже. В России за счет выбросов в атмосферу на каждый квадратный километр территории приходится 1 т загрязнителей в год, в Кузбассе это количество достигает 17 т/км2, а в Норильске превышает 500 т/км2. Получается, как ни считай, а экология от этого не становится лучше!

К сожалению, порой конкретные шаги по улучшению экологической обстановки подменяются игрой методик и цифр. В последние годы в России неожиданно почти в 10 раз уменьшились выбросы в атмосферу за счет авто[1]транспорта. Причем произошло это в течение года! За 2018 г. в атмосферный воздух Кузбасса за счет автотранспорта было выброшено 235 тыс. т различных загрязнителей (углеводороды, оксид углерода, сажа и др.). А уже в 2019 г. автотранспорт в Кузбассе стал почти стерильным — поступления от него в атмосферу уменьшились почти в 4 раза (до 70 тыс. т/год). Вдруг за несколько месяцев все автомобили были оснащены каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов? Или на автозаправках сменился бензин и дизельное топливо? Нефтяные компании любят заявлять, что перешли на выпуск топлив по стандартам Евро-5 и даже Евро-6. Но стоит обратить внимание, что эти стандарты направлены на экологическую безопасность автомобильного транспорта, которая обеспечивается качеством моторного топлива, качеством двигателя и показателями каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Все факторы вместе требуют систематической и длительной технической работы. Вряд ли это произошло в реальности — просто для улучшения экологических показателей использовались новые методики расчета выбросов от автотранспорта. Но разве в итоге воздух, которым мы дышим, стал чище?

Человечеству требуется все больше и больше материальных ресурсов, но качество доступного природного сырья не улучшается. В перерабатываемом сырье увеличивается содержание вредных примесей. Нефть становится тяжелее и в ней растет количество соединений металлов. В рудах цветных металлов повышается содержание серы. Все это требует непрерывного совершенствования технологий переработки природных ресурсов. То, что было достаточно в середине XX в., уже не пригодно для людей сейчас. Для объективной оценки реальной экологической ситуации нужны не только сводные доклады о состоянии окружающей среды, но и результаты конкретных измерений. Если перед глазами автомобилиста были бы реальные цифры, сколько загрязнителей выбрасывает его автомобиль, то это могло бы стать движущей силой для более бережного отношения к природе. Конституция России (статья 42) гласит "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии …". Подлинность, доступность и надежность информации о состоянии окружаю[1]щей среды — одна из главных задач для общества в XXI в.

А.С. Носков

Зам. директора по научной работе

ФИЦ "Институт катализа

им. Г.К. Борескова СО РАН",

член-корр. РАН, главный редактор

журнала ЭКиП