ЭКиП № 5. БУДУЩЕЕ АММИАКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

ЭКиП № 4. ШУМ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Все новости

ЭКиП № 11. ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Мы привыкли интуитивно разделять химические вещества на природные (например, вода) и продукты деятельности человека, не встречающиеся в природе (например, полиэтилен). Конечно, это разделение очень и очень условно. Зачастую одно и то же вещество создается и природой, и человеком. Самый простой пример – аммиак. Мы ощущаем его и вблизи крупных животноводческих комплексов, и на территории заводов по производству азотных удобрений. Кроме того, могут происходить и смешанные природноантропогенные химические процессы, когда новое вещество, синтезированное человеком, далее вступает в химические реакции в естественных условиях. В частности, такая связующая цепочка наблюдается при разложении синтетических полимерных материалов.

В круговороте химических веществ участвует и сам человек. В результате детального анализа в его организме постоянно обнаруживаются все новые и новые химические вещества. Только за последнее время их число превысило пять десятков. Основные источники их появления – продукты питания и современные косметические средства. Ежегодно в мире разрабатывается несколько тысяч новых химических веществ. Для того чтобы определить степень их безопасности, требуются многоступенчатые, зачастую весьма длительные и дорогостоящие испытания.

За обеспечение химической безопасности населения России ответственность несет государство в силу того, что в соответствии с конституцией каждый гражданин имеет право на охрану жизни и здоровья. Для реализации этого положения государству неизбежно потребуется вводить ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо, чтобы защищать здоровье других лиц и их законные интересы и в целях поддержания обороноспособности (безопасности) страны.

В качестве законодательной основы взаимодействия общества и государства в данной сфере выступает проходящий сейчас обсуждение проект Федерального закона "О химической безопасности в Российской Федерации".

В статьях этого закона определяются основные химические угрозы, представляющие опасность. К ним относятся: а) оборот химических веществ с высокой токсичностью; б) разработка и внедрение в производство новых классов химических веществ; в) выведенные из эксплуатации опасные химические объекты, территории и акватории; г) риск аварийных ситуаций; д) трансграничный перенос потенциально опасных химических веществ и ввоз опасных химических веществ, а также ряд других угроз.

Государство в соответствии с представленным проектом обязано поставить законодательные, организационные и другие барьеры на пути этих опасностей. Справиться с этими задачами возможно, только разделив обязанности (ответственность) между Правительством России, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами России.

Как же в разработанных нормах отражены обязанности всех этих участников борьбы за химическую безопасность?

Государство берет на себя подготовку необходимых нормативных документов и развитие ресурсного обеспечения национальной системы химической безопасности. Именно оно должно обеспечить создание национального реестра химических веществ и банка государственных стандартных образцов опасных химических веществ. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) отвечают за наполнение информацией данного реестра и банка химических веществ. Кроме того, именно ФОИВ будут нести ответственность за реализацию мер химической безопасности на профильных предприятиях.

Органы местного самоуправления и исполнительной власти должны курировать вопросы безопасности проживающих на этой территории граждан; предупреждать и ликвидировать чрезвычайные ситуации, связанные с химическими угрозами; защищать особые производственные объекты от террористических актов и разрушений.

Организации обязаны соблюдать надежный контроль при производстве химической продукции и предоставлять сведения о выполняемых научных исследованиях в области химической безопасности.

И, наконец, рядовые граждане должны уметь обращаться с опасными химическими веществами и не использовать их во вред другим людям.

Какие же первоочередные конкретные мероприятия предусматривает данный законопроект? Это, прежде всего, ликвидация выведенных из эксплуатации опасных объектов и накопленных запасов устаревших пестицидов и агрохимикатов. И то, и другое представляет собой заложенные химические бомбы замедленного действия.

Если контролировать созданные человеком опасные химические вещества уже можно достаточно надежно, то прогнозировать, в какие соединения они могут превратиться в окружающей среде, крайне сложно. Для этого необходимо не только изучить реакции антропогенных химических веществ с при[1]родными соединениями, что можно выполнить в условиях научных лабораторий, но и установить закономерности протекания таких взаимодействий в громадном химическом реакторе под названием Земля. Эти превращения происходят как в атмосфере, так и в морях и океанах. В условиях такого природного реактора на химические реакции будут влиять самые разные физические факторы – температура, давление, солнечная радиация и многое другое. Химические вещества были бы рады не вступать в реакции. Но как этого из[1]бежать при таких воздействиях!

В заключение хотелось бы заметить, что принятие упомянутого закона "О химической безопасности в Российской Федерации" будет способствовать развитию активности в обществе, в промышленности и науке по преодолению существующих угроз. Это приведет к тому, что словом "химия" перестанут пугать людей, а польза от химических веществ станет достоянием всего человечества без каких-либо рисков для жизни и здоровья.

А.С. Носков

Зам. директора по научной работе

ФИЦ "Институт катализа

им. Г.К. Борескова СО РАН",

член-корр. РАН, главный редактор

журнала ЭКиП