ЭКиП № 10. АРКТИКА ГОВОРИТ – ПРОЩАЙ!
Название Арктика происходит от греческого – медведица, находящаяся под созвездием Большой Медведицы. Название Антарктика не столь романтично. Это всего лишь объединение двух слов анти и Арктика, т.е. противоположная Арктике.
Арктическая зона России занимает 20 % ее территории. Температурный диапазон этой территории находится в интервале от нескольких градусов тепла до минус 55–60 °С. Накопленный в Арктике холод распространяется и на прилегающие районы. Это территории вечной мерзлоты, которая возникает при среднегодовых температурах минус 2 градуса и ниже. Большая часть территории России (60–65 %) расположена в зоне вечной мерзлоты.
Ледяная шапка Земли играет роль отражателя солнечных лучей и не позволяет нашей планете перегреваться. В последние десятилетия наблюдается резкое сокращение ледяных покровов Арктики. Это относится к Северному ледовитому океану и Гренландскому ледовому щиту. Гренландия стремительно возвращается к своему историческому названию "зеленая страна". Сокращение ледового покрова в Арктике ведет к росту температуры в этом регионе. Причем температура в Арктике прирастает в 2–3 раза быстрее, чем в среднем по нашей планете. Похоже, что "арктический холодильник сломался".
Какие же последствия могут возникнуть от этой "поломки"? Расчеты по разным климатическим моделям дают прогноз, что очень скоро – уже при жизни нынешнего поколения людей (к 2060–2080 гг.) в летнее время Северный ледовитый океан будет полностью освобождаться от ледяного покрова. В теории управления есть понятие – положительная обратная связь. Это понятие означает, что наибольшее изменение какого-либо фактора многократно усиливается системой управления. Ледовый покров в Арктике играет роль именно такой положительной обратной связи. При таянии льда уменьшается отражательная способность ледового покрова. Это ведет к нагреву освободившейся ото льда поверхности. В результате еще больше возрастает скорость таяния льдов. Каков же масштаб влияния изменения ледяных покровов в Арктике на будущее планеты Земля? Если растает ледовый щит Гренландии, то уровень мирового океана поднимется на 6–7 м. Это приведет к затоплению ряда приморских городов и территорий. Освобождение Северного ледовитого океана в летнее время ото льда облегчит доступ к нефтяным месторождениям в Арктике. Запасы нефти в Арктике позволят человечеству обеспечить себя углеводородным сырьем на 150–200 лет! Таяние вечной мерзлоты в Якутии и Восточной Сибири запустит процесс колоссальных выбросов в атмосферу парниковых газов, что обусловит дальнейший рост температуры на Земле. Это пока представляется отдаленным будущим, но есть конкретные экологические последствия таяния вечной мерзлоты. Стоит только напомнить об аварии с хранилищем жидкого топлива в Норильске в 2020 г. Вечная мерзлота вдруг перестала быть "вечной", что привело к разрушению строительных конструкций и хранилища нефтепродуктов, а также загрязнению значительных территорий. С повышением температуры в районах вечной мерзлоты возрастают требования к безопасности строительства промышленных и жилых объектов.
Для стран со значительной долей территорий с вечной мерзлотой (Россия, Канада) потепление обеспечит расширение зон для хозяйственного (в том числе сельскохозяйственного) использования. Это является определенным плюсом для данных стран. Стоит обратить внимание на еще один неочевидный фактор. При таянии арктических льдов будет меняться (уменьшаться) соленость окружающих водных просторов. К чему это будет приводить? С одной стороны, менее соленая вода будет замерзать при более высокой температуре. Морская вода замерзает на 1–1,5 градуса ниже, чем питьевая вода. С другой стороны, растворимость углекислого газа в морской воде значительно больше, чем в пресной.
Из всех приведенных данных можно попробовать сделать следующие выводы. Во-первых, за последние 600 лет произошло не менее 3–4 значительных потеплений в Арктике. Колебания климата в основном определялись изменениями естественных факторов (скорость вращения Земли, атмосферные циркуляции и другие). Пенять природе на периоды таких потеплений – это то же самое, что жаловаться на восход и заход солнца. Во-вторых, все большее значение приобретают долговременные прогнозы изменения климата в Арктике. Эти прогнозы должны учитывать самые разные факторы, а не абсолютизировать роль какого-либо одного, субъективно выбранного предсказателями климатических изменений. И, наконец, в третьих, самое важное значение приобретает потребность в разработке стратегии действия как отдельных стран, так и всего человечества при изменении климата Арктики. Вряд ли действия людей стоит сводить только к отказу от сжигания угля и переходу к электромобилям. Они должны быть упреждающими по отношению к грядущим климатическим изменениям. Это может выражаться в самих делах – от селекции районированных растений и разработки новых агротехнологий, до строительства гидротехнических сооружений с учетом динамики морских течений и изменения уровня мирового океана; от развития новых технологий добычи углеводородного сырья (нефти и газа) в освобождающихся просторах Арктики до внедрения инноваций в области морского транспорта.
Вызовы, которые исходят от климатических изменений в Арктике, по своим масштабам не уступают атомной и космической программам. И так же, как эти программы, могут стать движущей силой для развития экономики и нового технологического уклада России.
А.С. Носков
Зам. директора по научной работе
ФИЦ "Институт катализа
им. Г.К. Борескова СО РАН",
член-корр. РАН, главный редактор
журнала ЭКиП