Главная / Новости / ЭКиП № 10 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ /
ЭКиП № 10 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Приход четвертой технологической революции, бурное развитие новых глобальных систем коммуникации в жизнедеятельности подавляющего числа стран мира создали немыслимые еще 15–20 лет назад темпы освоения новых товаров и услуг. Их реализация в пределах 2–3 лет становится массовой. В целом ряде случаев ни общество, ни правовая система, ни инфраструктура их использования потребителем оказываются неготовыми к такому темпу потребительского спроса.
При всей значимости государственных рисков и угроз, вызванных технической и правовой неготовностью в России к темпам инновационных открытий и их ускоренной трансформации в новые товары и услуги, не менее важны растущие риски каждого человека и гражданина, обусловленные влиянием "зомби-экономики" XXI в., модой причастности к новейшим элитным объектам потребления, несущим новые угрозы и пользователю, и его окружению.
Наиболее ярким примером во всем спектре опасностей стали новые виды транспорта. Экологически ориентированные машины будущего, работающие на электричестве без вредных выбросов, управляемые искусственным интеллектом (ИИ), стали виновниками только за последние 2 года более 100 аварий, три из которых в США и Европе привели к смертям. Даже в США, где правовая практика одна из лучших в мире, в течение двух лет не могут установить виновника: наниматель, собственник автомобиля с ИИ, разработчик программного обеспечения — следствие продолжается, а жертва одна погибла, другие стали инвалидами временно или навсегда.
Мы оставляем пока в стороне окончательно неустановленную экспертной наукой оценку экологичности современного электротранспорта и влияние его бурного развития на загрязняющие выбросы и сбросы не в местах использования, а с учетом всех стадий производства. Это вопросы токсичности производства мощных проточных аккумуляторов, использование дефицитных энергоемких в добыче металлов: кобальта, лития, марганца и др., наконец, собственно рост энергопотребления, главным источником которого во всем мире пока остаются углеводороды.
Здесь мы останавливаемся на потенциальных рисках и новых угрозах горожанам, включая самих пользователей беспилотных машин, в условиях неготовности городской инфраструктуры к их широкому использованию и отсутствия правовых и нормативных правил для потребителей такой техники.
Если беспилотный транспорт пока единично тестируется, то электрический минитранспорт индивидуального пользования как модный гаджет за последние 2–3 года реально стал массовым в городах-миллиониках России. Спектр минитрансопрта, скорость которого превышает скорость среднего пешехода в 10 раз, а на мощных двигателях достигает 80 км/ч, весьма широк: электросамокаты, сигвеи, лонгборды и моноколеса со стойкой управления или без, гироскутеры самого разного исполнения, даже двухместные. В эту группу можно внести роликовые коньки и мелкоразмерные велосипеды. Двигаясь по тротуарам и пешеходным дорожкам, экологически благоприятные средства передвижения только в этом году в Москве совершили более 50 зафиксированных ДТП, что, по мнению экспертов, не превышает 20 % от реально случившихся наездов на пешеходов. Число травмированных и пострадавших за последние два года по фиксации в травмпунктах превысило тысячу человек.
Опыт США и большинства стран ЕС разрешает движение новых видов транспорта только по велодорожкам или на специальных объектах и территориях. Мы такое решение пока не нашли, да и реализовать его реально в ближайший год-два на законодательном уровне маловероятно из-за отсутствия городской дорожной сети для них.
Люди жалуются, что даже в парках и на бульварах стало небезопасно гулять по пешеходным дорожкам мамам с колясками, инвалидам, пожилым и малоподвижным людям. Экологи только обещают сформировать требования к корректировке ПДД и КОАП. Несмотря на отсутствие вредных выбросов, этот транспорт сформировал новую группу рисков и угроз для больших групп городских жителей.
Особую опасность стали представлять беспилотные дроны, не имеющие правовых оснований для определения их использования и, что более важно, без мониторинга нарушений и средств их предотвращения. Опыт охраны мест заключения от нарушений дронами должен распространяться на личную собственность, предоставив законодательные возможности для защиты рядовых граждан от хулиганства, мошенничеств и бандитизма. Готовится решение о введении правовых норм по использованию дронов, но судебные возможности оценки ущерба здоровью и имуществу в проекте крайне сложно реализовать.
Экологически безопасная среда обитания — это интегральная оценка качества жизни каждого человека. Это должны понимать и власть, и бизнес, и каждый житель страны.
Главный редактор
В.Д. Кальнер