№11. ЭКОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
«…российское могущество прирастать будет
Сибирью и Северным океаном…»
М.В. Ломоносов
Всем известно высказывание М.В. Ломоносова о прирастании могущества российского. Сибирь и Дальний Восток осваиваются уже более 400 лет, но результаты и к началу XXI в. не слишком значительны по отношению к их потенциалу, во многом из-за того, что эти процессы протекают хаотично.
Для освоения новых территорий необходимо, чтобы на них пришли люди. Просторы Сибири долгое время были практически свободны от населения. Пожалуй, первой целенаправленной попыткой заселения Сибири и Дальнего Востока являлся Указ императора Николая II от 9 ноября 1906 г., согласно которому всем жителям предоставлялось право на переселение. Идейным организатором подготовки этого Указа являлся Председатель Совета Министров Российской империи П.А. Столыпин. В соответствии с этим документом, говоря современным языком, была намечена программа миграции в Сибирь до 25 млн человек! На местах переселений создавались государственные землеведческие управления, склады сельскохозяйственной техники, школы и больницы. Численность желающих переехать превысила темпы подготовки участков для переселения. Каждый из приехавших получал в пользование, а затем и в собственность участок земли чуть больше 1 га (к этой цифре мы ещё вернёмся).
По официальным данным с 1906 по 1917 гг. в Сибирь переселилось около 3,7 млн человек. Это привело к громадному скачку в экономическом и социальном развитии восточных регионов России. Посевные площади зерновых увеличились в 2 раза, и этот задел во время Великой Отечественной войны обеспечил продуктовое снабжение советской армии. Главным образом, целенаправленная политика, реализуемая П.А. Столыпиным, способствовала усилению позиций государства в восточных регионах России, где прежде практически отсутствовало государево влияние.
После революции некоторое время продолжались усилия властей, направленные на перемещение людей в Сибирь и на Дальний Восток. Государственные функции с 1925 г. осуществлял Всесоюзный переселенческий комитет, основная задача которого заключалась в организации переезда на постоянное место жительства в течение 1926–1931 гг. около 6 млн человек.
Формирование государственной территориальной политики как в эпоху СССР, так и в сегодняшних реалиях практически не учитывает разнообразие природных условий нашей огромной страны. Однако управлять экономическими, социальными процессами на Кубани и в Якутии невозможно одинаковым образом. Для разных регионов России в силу колоссальной климатической неоднородности требуются отличающиеся механизмы и в ряде случаев дополнительные затраты. Это необходимо, если государство ставит своей задачей развитие всей территории страны как единого целого. Главная проблема роста российской экономики — это недостаток квалифицированных трудовых ресурсов на периферии. Особенно это проявилось после распада СССР и привело к разрушению демографического и трудового потенциала в Сибири и на Дальнем Востоке. Начиная с 1990 г. население всей Азиатской России (это Сибирь и Дальний Восток) сократилось на 2,5 млн человек. За Уралом практически нет областей, где численность жителей хотя бы просто не уменьшалась. Например, на Камчатке снижение составило более 1/3. Правда, в Московской и Ленинградской областях фиксируется стабильный рост числа прибывающих людей. Чем дальше от Москвы, тем быстрее идет сокращение населения российской периферии. Об этом неоднократно в своих выступлениях говорил академик РАН А.К. Тулохонов — член Совета Федерации РФ от Республики Бурятия.
Наверное, может возникнуть мнение, что миграционные потоки из регионов с тяжелым климатом неизбежны. Это заставляет нас обратить внимание на два климатически схожих региона — Якутию и Аляску. Действительно, минимальные температуры там близки: на Аляске — минус 62 °С, в Якутии — минус 64 °С. Да и плотность населения сопоставима — 0,3 человека на км2 в Якутии и 0,5 человек на км2 на Аляске. Однако за период с 1990 по 2020 гг. население Аляски выросло больше чем на 30 %, а в Якутии сократилось на 12 %. Значит, комфортная среда обитания человека создается не только погодными условиями!
Попытка привлечь внимание граждан России к Сибири и Дальнему Востоку нашла отражение в Федеральном законе № 119-ФЗ от 01.05. 2006 г. "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне РФ и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока…". В соответствии с этим Законом любой гражданин может взять в бесплатное пользование участок до 1 га (помните столыпинскую норму!) сроком на 5 лет с последующим оформлением в собственность. Такие земельные участки можно получить в Приморском и Хабаровском крае, Республике Бурятия и многих других регионах России, в том числе даже в таком известном месте, как Туруханский район Красноярского края. Общее количество возможных участков для распределения оценивается в 170 млн га, т.е. каждый гражданин России имеет возможность стать собственником небольшой (1 га) частицы Сибири!
За 17 лет действия этого закона своих хозяев нашли всего 120 тыс. участков, что составило менее 0,1 % всего потенциального количества участков. Это в 30 раз меньше числа переселенцев в начале ХХ в. при Столыпине. По-видимому, условия, приведенные в данном законодательном акте, не столь уж привлекательны и государство не предусмотрело в нем необходимых мер поддержки для переселенцев. Доработка норм и правил сегодня может быть актуальна как никогда. Сейчас на Дальнем Востоке ведется строительство нескольких крупных нефте(газо)перерабатывающих и газохимических комплексов, в строительстве которых занято огромное число приезжих работников и специалистов. Создание благоприятных условий для получения собственности (земельных участков) может способствовать их закреплению на Дальнем Востоке.
Это только один частный пример, а, в целом, только государство может решить проблемы гармоничного развития территорий, а также комфортного (экологичного) и равномерного регионального распределения населения России.
А.С. Носков
Руководитель научного направления
"Промышленный катализ",
Зам. директора по научной работе
ФИЦ "Институт катализа
им. Г.К. Борескова СО РАН",
член-корр. РАН, главный редактор
журнала ЭКиП