№1. БУДУЩЕЕ БЕЗ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА?
Итогом завершившейся в середине декабря 2023 г. в Дубае конференции ООН по климату COP28 стало принятие соглашения о постепенном отказе от использования ископаемого топлива к 2050 г. Впервые на климатических переговорах под эгидой ООН зафиксирована необходимость отказа от базирующейся на ископаемом топливе модели развития земной цивилизации. Однако сразу стоит обратить внимание на то, что итоговый документ этой конференции не имеет юридической силы и сам по себе не может заставить какую-либо страну предпринимать конкретные действия по изменению своей энергетической стратегии. Кроме того, формулировки модели отказа от ископаемого топлива носят расплывчатый характер. Они дают возможность всем участникам процесса идти к 2050 г. своим путем, включая развитие атомной энергетики и даже использование природного газа.
Реакция различных стран на принятые решения весьма различна. Например, высокопоставленный представитель ОАЭ заявил: "Отказ от нефти и газа не позволит обеспечить устойчивое развитие и вернет мир в пещеры". Реализация предлагаемых целей будет невозможной без создания соответствующего экономического механизма. Для привлечения к участию развивающихся стран в таком климатическом действии создан Фонд компенсации потерь и ущерба для стимулирования сокращения выбросов парниковых газов, адаптации к изменениям климатических условий. Необходимый объем средств в таком Фонде оценивается более чем в 4 трлн долларов к 2030 г. (это примерно соответствует годовому ВВП таких стран, как Япония или Германия). Создание данного Фонда немедленно привело к борьбе стран за право быть причисленными к категории "развивающиеся". Например, Китай и Индия заявили о том, что они являются типичными развивающимися странами.
Какие же действия планируют участники COP28? Большинство государств заявили об утроении к 2030 г. мощности возобновляемой энергетики. Развитые страны обозначили как глобальную цель к 2050 г. нарастить мощность атомной энергетики также в 3 раза. Если взглянуть на сегодняшнюю структуру производства электроэнергии в мире, то все выглядит вполне оптимистично. Сейчас доля угольной энергетики в мире достигает в среднем 35 %. В странах Европы (Франция, Италия, Великобритания) доля угля в энергетике не превышает 10 %, а в ряде других стран (Индия, Польша, ЮАР, Казахстан) достигает 75 %. Если темпы роста потребления энергии сохранятся до 2050 г., то обещанный прирост мощностей возобновляемой и атомной энергетики в 3 раза позволит сократить потребление угля в лучшем случае на 1/3. Тогда доля угля в энергопроизводстве будет составлять 22–24 % в 2050 г.
По-видимому, экономисты крупнейших мировых компаний лучше умеют считать, чем политики. Может быть поэтому только за последние годы объем субсидий в ископаемое топливо, по данным Международного валютного фонда, достиг 7 трлн долларов в год. Это значительно превышает инвестиции в возобновляемые источники энергии. Конечно, стоит отметить, что ископаемое топливо используется не только в производстве электроэнергии. Например, до 70 % нефти задействуется в транспортном секторе и снижение объема потребления моторных топлив в ближайшие десятилетия не предвидится.
Однако вернемся к проблеме изменения климата. Большинство ученых сходится в прогнозе прироста средней температуры на Земле к концу столетия на 2,5 °С. Практически все страны мира сговорились удерживать порог потепления в пределах 1,5–2 градуса. Даже такой прирост средней температуры может сделать фактически непригодными для проживания территории ряда стран Африки — Эфиопию, Сомали и др. Вместе с тем в настоящее время нет прямых научных доказательств, что прекращение использования ископаемого топлива в энергетике удержит глобальное потепление. Поэтому решения COP28 не могут служить панацеей при решении этой проблемы, которая требует более глубокого анализа процессов, происходящих в тесно связанных друг с другом составных частях Земли — атмосфере, гидросфере и литосфере. Абсолютизация ответственности за глобальное потепление только антропогенных выбросов в атмосферу не слишком убедительна. Возможно, принимаемые политические решения и попытка перейти к безуглеродной экономике окажутся бессильны для преодоления глобального потепления. Тогда человечество будет искать другие причины происходящих негативных процессов. Наверное, науке уже сейчас стоит заняться анализом и разработкой иных путей борьбы с "горячим" климатом на Земле.
А.С. Носков
Руководитель научного направления
"Промышленный катализ",
ФИЦ "Институт катализа
им. Г.К. Борескова СО РАН",
член-корр. РАН, главный редактор
журнала ЭКиП